Главная » Статьи » 5-АКТНАЯ ПАРАДИГМА или O ЧЁМ ВАМ НЕ РАССКАЗАЛ СИД ФИЛД

5-АКТНАЯ ПАРАДИГМА или O ЧЁМ ВАМ НЕ РАССКАЗАЛ СИД ФИЛД

Как внесистемныйкинематографист, я предлагаю профессиональным сценаристам всего миравнимательнее взглянуть на классическую 3-актную структуру, описанную СидомФилдом в книге «Киносценарий»:

начало              середина             конец
1-й акт             2-й акт              3-й акт
———x—|———————x—|————
завязка          противостояние         развязка
стр. 1-30        стр. 30-90             стр. 90-120

     Поворот 1                    Поворот 2
     стр. 25-27                   стр. 85-90

Эта парадигма была поднята на щит и de facto признана стандартом в Голливуде. Вто же время немало критики высказано в адрес её примитивизма и неспособностиответить на сложные требования современного кино. И вправду, вообразите этупарадигму картиной на стене, и сразу возникают трудные вопросы:

Фильм идёт уже полчаса (одна страница правильно сформатированного сценариясоответствует одной минуте экранного времени), а мы всё ещё в»начале», как и тридцать, и двадцать пять, и двадцать минут назад?

Первый сюжетный поворот случается на странице 25. Мы что, до сих пор ехалигладко, и нас не заносило?

2-й акт состоит из 60 страниц противостояния — одно препятствие за другим напротяжении часа! Не утомительно?

Развязка — что это? Просто «конец», который длится тридцать минут?

И так далее, в том же духе…

Как бы отвечая критикам, Сид Филд позже предложил более детализированнуюструктуру в рамках всё той же парадигмы (книга «Разрешение сценарныхпроблем»):

1-й акт              2-й акт             3-й акт
            1-я половина  2-я половина
———x—|————|———x—|————
завязка            противостояние       развязка
    Поворот 1         Середина     Поворот 2
    (стр. 20-30)      (стр. 60)    (стр. 80-90)

2-й акт выглядит более разработанным и разделён на две части «срединнойточкой». Уже легче, но вопросы остаются.

Теперь первый поворот может случиться раньше (начиная с 20-й страницы). Этоделает завязку более динамичной, но мы всё еще чувствуем дискомфорт из-заотсутствия точки отсчета и слишком затянутого начала. Как быть с этим?Парадигма не даёт ответа.

2-й акт теперь имеет две половинки, но точка поворота по-прежнему одна – вовторой. А что в первой половине акта?

Куда отнести «срединную точку» – к первой половине 2-го акта или ковторой его половине? Или она просто разрезает весь сценарий пополам?

Развязка – когда она происходит? В самом конце линии, после чего фильмнемедленно заканчивается и идут финальные титры? Или же это непрерывный процессразвязки в течение тридцати минут, узел за узлом?

Подобные вопросы лишают парадигму полного счастья, которым она могла бы одаритьсценаристов, ведь в целом она рисует четкую, сбалансированную картину сценария.Возникает ощущение, что мы видим конструкцию сюжета на расстоянии, не различаяжизненно важных, решающих деталей. Так и хочется шагнуть к «картине настене» и приглядеться поближе.

Сделаем этот шаг.

ЗАВЯЗКА: 10 ИЛИ 30 СТРАНИЦ?

Вглядевшись в 1-й акт, немедленно выделяешь «самую важную частьсценария» – его первые десять страниц. Именно в течение первых десятистраниц (или десяти минут фильма) обычно понимаешь, нравится тебе то, что тывидишь, или нет. Давайте отобразим это на картине:

     1-й акт
стр. 10               
—-|——x—|
    завязка  
       Поворот 1 
       (стр. 20-30) 

Сид Филд учит, что в течение первых десяти минут драматического действия нужнопоказать читателю главного героя, драматическую предпосылку истории (о чём она)и драматическую ситуацию (обстоятельства, окружающие историю). Герой,предпосылка, ситуация – всё это вместе определяется одним словом:»завязка».

Каждый поворот истории – это функция главного героя. В том числе и отправнаяточка – т.е. некое событие, которое запускает главного героя в движение. Всценарии «Чайнатауна» этот момент происходит на 7-й странице, когдаДжиттс (Джек Николсон) принимает предложение лже-госпожи Малрей (Фэй Данауэй)расследовать дело: «Ну хорошо. Посмотрим, что можно сделать.»

Отправная точка в подавляющем большинстве голливудских фильмов случается непозже десятой минуты:

10-мин. завязка
———-x—|
     Отправная точка

Схема выглядит подозрительно знакомо, не правда ли? Точно. Так выглядит акт впарадигме Сида Филда. Это и есть акт. Вследствие его важности, этот элементдраматического действия следует рассматривать именно как отдельный акт. В немвы должны определить главного героя, предпосылку, ситуацию и жанр. Вся историядолжна завязаться в этом акте, иначе читатель забросит ваш сценарий, а зрительвозненавидит ваш фильм.

Запишите и запомните: первые десять страниц завязки — это 1-й акт.

Исключительная важность завязки для всего сценария заслуживает ещё несколькихслов.

Как отдельный акт, завязка состоит из трех ясно различимых частей: перваясцена, отправная сцена и сцена сюжетного вопроса.

В «Чайнатауне» первая сцена содержит четыре страницы диалога междуДжиттсом и Курли в кабинете Джиттса. Отправная сцена происходит в кабинетеДаффи и Уолша от страницы 5 до отправной точки на странице 7. А сцена, вкоторой звучит главный сюжетный вопрос, происходит на публичных слушаниях вратуше, и вопрос этот задаёт какой-то фермер: «Кто вам платит, мистерМалрей, хотел бы я знать?»

Первая сцена не обязательно показывает нам главного героя. Её главная задача –показать мир, в который нас забросило, а также определить жанр фильма. Иначеговоря, заложить фундамент для отправной сцены. А вот отправная сцена всегдасвязана с главным героем (даже если этот главный герой — неодушевленныйпредмет, вроде фестиваля в Вудстоке или войны во Вьетнаме). Отправная точка,которую она содержит – это первое действие протагониста, после чего немедленноследует сцена вопроса.

Сюжетный вопрос, в свою очередь, необязательно звучит из уст протагониста. Онможет быть задан партнером, а иногда (как в «Чайнатауне») дажепроходным, эпизодным персонажем. Единожды прозвучав, это вопрос закрываетзавязку, и нас ждёт…

2-Й АКТ: ИНТРИГА

Прежде чем приступить к этому захватывающему этапу сценарной работы, спроситесебя: Можно ли назвать следующие двадцать страниц сценария, которые теперьсоставляют 2-й акт, «завязкой»?

Готов поклясться, ответ вы уже знаете: Нет.

Современного зрителя раздражает завязка, которая тянется полчаса. Нужно делатьэто за десять минут. Как же в таком случае назвать следующие двадцать минутдраматического действия, которые завершаются знаменитой «поворотной точкойномер 1»?

Очень просто: интрига.

Задавшись вопросом, который впоследствии окажется центральным для всей истории,наш герой отправляется в путь. Вопрос этот никогда не получает ответа в данномакте, но череда неожиданных событий приводит его к первой поворотной точкесюжета. Главный герой неожиданно для себя оказывается в центре интриги. Он – еёчасть!

Первый поворот является прямым результатом отправной точки в завязке.Протагонист отправился в путь, не вполне понимая, на что или куда он идет, итеперь перед ним точка, за которой нет возврата. Поворот номер 1 – это ничтодругое, как решение главного героя преступить эту черту.

В «Чайнатауне» Джиттс после предварительного расследования понимает,что он стал актером в чужой игре. При этом самой большой неожиданностью длянего становится появление настоящей госпожи Малрей в его кабинете. Некоторыеошибочно принимают это событие за первый поворот. Запомните: сюжет являетсяфункцией главного героя. Каким бы неожиданным ни было её появление, это еще неповорот сюжета. Джиттс пока ещё не меняет направления своего пути, решение ещёне пришло. По сути, это — проверка. Проверка решимости Джиттса на поискистины. Настоящий первый поворот в «Чайнатауне» случается на странице27 во время их второй встречи, когда госпожа Малрей предлагает отозвать иск.Вот теперь у Джиттса есть выбор. Чтобы сохранить проактивность героя, в каждомповоротном пункте должен присутствовать выбор: вернуться к привычной жизни илиступить на новую, неизведанную территорию. Джиттс делает свой выбор: «Я нехочу отказываться.»

Первый поворот не ведет напрямую в следующий акт. Прежде нужно завершить 2-йакт, и чаще всего он захлопывается с треском. Нас ожидает последняянеожиданность интриги, самая сильная. Сожгите мост перед глазами героя. Дайтенам почувствовать, что его жизнь уже никогда не будет прежней.

Убейте Малрея.

БУММ!..

Теперь, когда принято решение, пройдена точка возврата и мосты сожжены,главному герою не остётся ничего другого, как…

3-Й АКТ: TERRA INCOGNITA, ИЛИ УЧЕБА

Эта неизведанная территория в середине сценария может быть столь же малознакомаавтору сценария, как и его герою! И начинающие писатели, и матерые сценаристычасто признаются, что написали замечательную завязку и развязку, но совершеннопотерялись в этом длиннющем, чудовищном 60-страничном среднем акте, а всё, чтопредлагают гуру от сценаристики – это швырять булыжники в главного героя истроить перед ним одно препятствие за другим, называя всё это»противостоянием». Булыжники – это хорошо, но много ли пользы оттаких советов? Не очень.

Есть один секрет, который превратит работу над средней частью вашего сценария вувлекательное, легкое и приятное занятие. Секрет заключается в том, что не надописать шестьдесят страниц; в 3-м акте их всего тридцать.

Взгляните еще раз на то, что у Сида Филда называется «первойполовиной» и «второй половиной» 2-го акта:

          2-й акт
1-я половина  2-я половина
————-|———-x—|
         Середина    Поворот 2

На самом деле, мы видим 3-й и 4-й акты, с их собственными сюжетными поворотами:

     3-й акт     4-й акт
———-x—|———-x—|
         Середина    Поворот 2

Вы можете сказать с недоверием: «Два акта противостояния вместо одного?Это еще хуже!»

Дело в том, что 3-й и 4-й акты вовсе не о противостоянии! С детских лет мыпрекрасно знаем, что настоящее противостояние случается в конце фильма. Все мыпомним эти «последние битвы», где наш герой сходится в смертельнойсхватке со злом, чем бы ни было это зло и в чем бы ни заключалась эта схватка.

О чем же тогда эти два срединных акта?

Как уже упомянуто, 3-й акт повествует о новой, неизведанной территории, кудаступает наш герой и которую он вынужден исследовать. Это акт об учебе.

Разумеется, в процессе исследования герой встречает одно препятствие за другим(вспомните школу!). Разумеется, он попадет не в одну серьезную переделку. Да,враг может послать герою несколько серьезных предупреждений, обычно черезпосредников (незнакомый коротыш порежет Джиттсу ноздрю), чтобы заставить тогоизменить своё решение и уйти с неведомой территории – территории врага. Иразумеется, старый добрый мир растает как дым. Но это еще не противостояниелицом к лицу с главным врагом. Это процесс узнавания нового, и герой обязанпройти его, чтобы успешно сразиться со злом в финале.

Несмотря на все тяжести и опасности учебы, этот опыт по большей частивдохновляющий. Герой делает успехи, и ему это нравится. (На странице 51 Джиттсговорит буквально следующее: «Я чуть не лишился носа, черт побери. Но мненравится. Нравится дышать всем этим.»). Вот это и есть срединная точкасценария.

Очень часто срединная точка менее артикулирована, чем 1-я и 2-я. В ней может непроизойти решающего сюжетного поворота. 3-й акт не обязательно заканчиваетсяударом. Именно по этой причине девственным сценаристам, озабоченным швыряниембулыжников в героя, бывает трудно найти середину драматургического действияиным способом, кроме механического складывания сценария пополам, – и тем самымеще более запутываясь в нем.

Истина заключается в том, что срединная точка сценария не разделяет два акта;это такой же сюжетный поворот, как другие, пусть он и менее ярок. Как мы ужезнаем, в каждом акте перед завершением существует поворотная точка. Мы такжезнаем, что любой сюжетный поворот – это функция главного героя. Средняя точкапринадлежит 3-му акту. Она имеет отношение к учебному опыту героя. При этом онаслучается на его взлете. Исходя из всего этого, ищите точку там, где геройдоволен происходящим или получает какой-то важный урок, который в конце концовприведет его к победе.

Как завершить 3-й акт? На ваше усмотрение. Можно придумать ударную сцену безособых серьезных открытий, просто предложив очередное препятствие и успешнопреодолев его. Можете даже дать в нем зрителю почувствовать вкус грядущейбитвы. А можно отдать предпочтение и тонкой психологической сцене. Главное –помнить, что на этой сцене успешная учеба героя заканчивается. И самое важное –свяжите эту сцену с той, откуда мы пришли сюда, с сюжетным поворотом номер 1.

3-й акт «Чайнатауна» заканчивается словами Джиттса: «Раньше якрутил краны с горячей и холодной водой, ничего не понимая». Красиво.

Середина. Уверенный прогресс. Всё идет хорошо, завтра будет ещё лучше. Победане за горами. Мы любуемся нашим героем. Мы болеем за него; мы ставим на него иуверены в своем выборе.

Не так быстро!

Наступила пора испытать серьезные – вы правы…

4-Й АКТ: НЕПРИЯТНОСТИ

Ну что, еще тридцать страниц «булыжников, препятствий и переделок»,пока не доберемся до сюжетного поворота номер 2?

С легкостью.

В этот момент влезьте в шкуру главного злодея. Не зашёл ли герой слишкомдалеко? А то как же. Не пора ли ударить по-настоящему? Еще как пора!

4-й акт обычно начинается сценой, в которой дается иная, негативная оценкадостижений героя.

4-й акт «Чайнатауна» начинается на странице 58, где Джиттсотправляется в гости к Ною Кроссу, который в конце концов окажется злодеем.Именно Кросс негативно отзовётся об усилиях Джиттса: «Ты можешь думать,что знаешь, с чем имеешь дело, но поверь мне, это не так.»

С этого момента герой покатится под гору, всё быстрее и быстрее, пока недостигнет самой низкой точки падения во всем сюжете. Здесь он столкнется ссамым крупным препятствим, какое он до сих пор видел. Оно покажется емунепреодолимым. Возможно, он к своему смятению обнаружит, что двигался вневерном направлении. Что бы то ни было, герой испытает самые печальные минутысвоей жизни. Все предыдущие усилия покажутся пустыми и тщетными.

Джиттс признается: «Мне казалось, я защищал кого-то, а на самом делесделал всё возможное, чтобы навредить.»

И вновь появляется альтернатива: сдаться или сделать такое, чего никогда ещё вжизни не делал.

Вы знаете, что выберет герой. И этот выбор станет вторым главным поворотнымпунктом сюжета. (В нашей уточнённой парадигме это пункт номер 4, но давайтепока держаться нумерации Сида Филда).

Большинство сценаристов без труда определяют второй сюжетный поворот. В этойсцене протагонист оставляет позади все колебания и идет навстречу главнойпроблеме, антагонисту, злодею, злоумышленнику, злу, немезису…

5-Й АКТ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Да, именно в последнем акте происходит подлинное противостояние. Сид Филдназывает его «развязкой». Но на деле развязка приходит в самом концефинальной битвы. Ведь если это не так, и мы узнаем о развязке в начале битвы,разве она сумеет нас захватить?

Развязка – это сюжетный поворот в конце 5-го акта. Это последнее действиенашего героя: победный удар, финальное открытие, конечная цель. Это ответ навопрос, который впервые всплыл в завязке. Это разрешение 5-го акта и последняяточка всей истории.

После развязки может последовать завершительная сцена, а может и непоследовать. Сюжет сам подскажет вам верное решение. Роберту Тауну понадобиласьвсего одна фраза, чтобы закончить историю: «Забудь, Джейк. ЭтоЧайнатаун.»

Однако во многих шедеврах можно обнаружить отдельную завершительную сцену послеразвязки. Часто встречаются и фильмы, которые в конце прокладывают мостик кпродолжению, по сути предлагают первую сцену нового сюжета. Ваша история вампродиктует. А иногда – ваш продюсер, режиссер или прокатчик. Так или иначе, нокак только закончен 5-й акт, а с ним и вся история, вы вправе с гордостьюнапечатать самое долгожданное из всех слов: КОНЕЦ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ТАК ЧТО ЖЕ НА КАРТИНЕ?

А вот что:

  1-й акт     2-й акт       3-й акт        4-й акт       5-й акт
 ——x-|———-x—|————x—|————x—|————x-
  завязка     интрига        учеба       неприятности  противостояние
     Начало     Поворот 1       Середина        Поворот 2        Конец
  (стр. 5-10) (стр. 20-30)     (стр.50-60)     (стр. 80-90)  (стр. 115-120)

Это и есть 5-актная парадигма. Вы сразу заметите, что её конструкция полностьюсовместима с 3-актной парадигмой. По сути это 3-актная парадигма на близкомрасстоянии. Пользуйтесь ей. Она даст вам инструменты, которых 3-актнаяпарадигма просто не в состоянии предложить.

Анализируйте её. Вот разбивка «Чайнатауна»:

1-й акт(завязка): стр. 1-9

первая сцена —стр. 1-4
Отправная точка — стр. 7 («Посмотрим, что можно сделать.»)
сюжетный вопрос — стр. 9 («Кто вам платит, м-р Малрей?»)

2 акт (интрига): стр. 9-31

Поворот 1 — стр.27 («Не хочу отказываться.»)
ударная сцена — стр. 30-31 (Малрей найден мертвым)

3-й акт (учеба): стр. 32-57

Середина — стр.51 («Мне нравится.»)

4-й акт (неприятности): стр. 58-91

негативная оценка— стр. 64 (Ноя Кросс)
Поворот 2 — стр. 87 (Джиттс идет за г-жой Малрей.)

5-й акт (противостояние): стр. 91-118

Финальная точка —стр. 118 («Он за всё в ответе!»)

Вот «Матрица» (поставьте DVD и проиграйте, применяя 5-актнуюпарадигму):

1-й акт(завязка): 1-11 мин

первая сцена —1-6 мин
Отправная точка —9 мин («Конечно, я иду» — за Белым Кроликом)
сюжетный вопрос — 11 мин («Что такое Матрица?»)

2-й акт (интрига): 11-34 мин

Поворот 1 — 28мин (Нео выбирает красную пилюлю.)
ударная сцена — 29-34 мин (отключение Нео от Матрицы)

3-й акт (учеба): 34-58 мин

Середина — 56 мин(«Там, где у них сбой, ты преуспеешь.»)

4-й акт (неприятности): 58-93 мин

негативная оценка— 60 мин (Сайфер: «Если увидишь агента, беги.»)
Поворот 2 — 91 мин («Я пойду освобождать его.»)

5-й акт (противостояние): 93-124 мин

Финальная точка —120 мин (Нео контролирует Матрицу.)

Возьмите в аренду 100 самых популярных DVD и убедитесь, что каждый блокбастер вточности сконструирован в соответствии с 5-актной парадигмой.

Вылечите свой сценарий парадигмой. Она сработает.

Исследуйте парадигму под микроскопом. Поделитесь своими открытиями.

Хотите снять персональный, авторский или авангардистский фильм? Всё равноизучите правила – а потом нарушайте их со знанием.

Удачи!

ПРОЦИТИРОВАННЫЕРАБОТЫ
Field, Syd. Screenplay. New York: Dell,1982.
Field, Syd. The Screenwriter’s Problem Solver. New York: Dell, 1998.
Towne, Robert. Chinatown (the screenplay).

НАПИСАНО 10 августа 2001
ОПУБЛИКОВАНО в книге Screenwriting for a Global Market, University of California Press, 2004
АВТОРСКИЙ ПЕРЕВОД Р. Нугманова 9 сентября 2006

 

:

Дата публикации: 18.06.2013

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь