Знаменитые коктейли из поэмы 'Москва-Петушки': Сучий потрох, Слеза комсомолки...
Фото предоставлено Литературным музеем Венедикта Ерофеева в Кировске.
Венедикт Ерофеев. Записные книжки 1960-х годов. М.: Захаров, 2005, 672 с.
Конечно, каждый, кто написал мало повестей, поэм и романов, становится автором нескольких «канонических произведений» и объемнейших «записных книжек», о нем выходит много интересных воспоминаний и т.д. Если, разумеется, записные книжки велись и есть, кому и что вспоминать.
С Ерофеевым как раз первый случай. Он писал непрерывно, дневник вел практически ежедневно. А собственно «произведений» создал мало. Поэтому полная публикация его дневниковых и прочих записей вещь столь же необходимая, сколь и интересная. Тут и подлинный роман: знакомство с Юлией Руновой (именно к ней персонаж по имени Веничка Ерофеев ехал в Петушки), по дням, по месяцам. «Впервые вижу Рунову во дворе института... Снова вижу. Общежитие... Рунова с чайником ударяется об угол. Хождение ее с попрыгивающей Синиченковой... Прошла куда-то в пальто... Красовский сообщает: Рунова украла мою фотокарточку... Мельком вижу Рунову... Рунова под моим окном дерется с мальчишками...» И так далее. Роман? Конечно, роман. Прошла куда-то в пальто ну чем не поэма?
Тут и обычные студенческие конспекты. Ну не обычные, конечно, но все же студенческие. Ерофеев вечный студент. Учился чуть ли не во всех гуманитарных вузах чуть ли не всех городов Советского Союза. Всюду легко поступал, с одними пятерками. А потом или надоедало, или изгоняли (по разным причинам). Так что везде учился недолго. Полгода, год...
Тут и собственно записные книжки. Мысли, афоризмы, заготовки, варианты, наброски. Здесь можно видеть будущее: то, что войдет или не войдет, но могло бы войти в «произведения»: в поэму «Москва-Петушки», в трагедию «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», в эссе о Розанове, Саше Черном, Владимире Ильиче, в «раннюю прозу». Вот, скажем, записи о долгах (их много): «Ник. соседу 5 р. <зачеркнуто>, Его другу руб., Сем. шоферу 1 руб. <зачеркнуто>, Щеголеву 3 руб. <зачеркнуто>, Евтюшкину 50 коп. <зачеркнуто>...». Вот вам и персонаж Евтюшкин из знаменитой поэмы: «К нам прислали комсорга Евтюшкина, он все щипался и читал стихи, а раз как-то ухватил меня за икры и спрашивает: «Мой чудный взгляд тебя томил?» я говорю: «Ну, допустим, томил...», а он опять за икры: «В душе мой голос раздавался?» Тут он схватил меня в охапку и куда-то поволок. А когда уже выволок я ходила все дни сама не своя, все твердила: «Пушкин Евтюшкин томил раздавался». «Раздавался томил Евтюшкин Пушкин». А потом опять...»
А ведь многие ученые до сих пор уверены, что под именем Евтюшкина выведен Евтушенко, даже, поговаривают, сам Евтушенко в том уверен и огорчается. А огорчаться нечего: там же «зачеркнуто», значит, вернул Венедикт Васильевич Евтюшкину 50 коп. И писал про Евтюшкина, коллегу и товарища (кто попало вряд ли в долг дал бы, сволочь какая-нибудь точно отказала бы), а не про Евтушенко. Жалко вот безымянного друга соседа Николая (Никодима?) ему, вероятно, Ерофеев долг не вернул.
А записи про «купить»? Там брюки, ботинки, трусы, сапожки сыну, игла для проигрывателя, носовой платок. «Все зачеркнуто по пунктам», кроме носового платка. Так и остался без платка. А вы говорите советская власть нас кормила, а Горбачев с Ельциным заставили голодать. А вот запись 1969 года: «Кошмарный сон с похмелья в ночь на 17/IX: вначале озноб, потом жар, потом лихоманка. Потом ко мне подходят двое этих верзил со скульптуры Мухиной: рабочий подходит и бьет меня по голове, потом крестьянка серпом по...». Итак, осень 69-го. А в самом начале следующего года уже будут «Москва-Петушки», где в конце, помните? «...И озноб, и жар, и лихоманка; а оттуда, издали, где туман, выплыли двое этих верзил со скульптуры Мухиной рабочий с молотом и крестьянка с серпом, и приблизились ко мне вплотную, и ухмыльнулись оба...»
Короче, дневники и записные книжки Ерофеева вызывают сначала слезы. А потом тоже слезы.
В первом томе, а перед нами, надеюсь (да и издатели уверяют), именно первый том, записи 60-х годов. С 1959 по 1970 год. То есть на очереди 70-е и 80-е. Ждем.