Главная » Статьи » Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Литературный текст: проблемы и методы исследования

29 сентября 2023 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Тверской государственный университет ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ IV Сборник научных трудов Тверь 1998 И. В. Фоменко, Л. П. Фоменко. Художественный мир и мир, в котором живет автор г. Тверь Когда в начале 60-х гг. идея системности активно входила в литературоведение, появилась статья Д. С. Лихачева о внутреннем мире художественного произведения.[1] Эта работа послужила …

читать...

«Талифа куми» или «Байрон на судне»? О Романтических мотивах в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Исследователи и почитатели творчества В. Ерофеева убеждены в том, что уходящий ХХ век весь еще в “страстях по Венедикту”. Оспаривать это утверждение невозможно и бессмысленно, равно как и говорить о том, что при всех усилиях современных литературоведов “феномен Венедикта” может быть в ближайшее время исчерпан. Интересен и показателен в этом смысле предложенный Е. Поповым в …

читать...

Поэтика заглавия поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“Москва – Петушки” – номинатив железнодорожного сообщения между двумя населенными пунктами, неравнозначными по своему месту в общественном сознании. Москва – столица крупнейшего на земном шаре государства, претендовавшая во время написания поэмы на первостепенную значимость в мировом историческом процессе и в силу этого обладавшая соответствующими мифологическими значениями в общественном сознании. Петушки – райцентр Владимирской области, факт …

читать...

«Юродство» в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» и в поэзии Егора Летова

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Едва ли не каждый автор, пишущий о Венедикте Ерофееве и его поэме, считает необходимым упомянуть о юродстве, имея в виду культурную традицию, восходящую к древнерусской словесности 1. Первоначально юродство – это культурный феномен, характерный для средневековой Руси. А.М. Панченко выделяет следующие сущностные, содержательные и формальные черты древнерусского юродства: 1. Амбивалентность: юродивый принадлежит миру антикультуры, одновременно …

читать...

«Москва-Петушки» как ритмическое целое(предварительные замечания)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Прежде всего, оговорим основное понятие. Мы исходим из аксиомы, что всякое произведение искусства обладает целостностью, и что одним из основных способов организации этой целостности является ритм во всем многообразии его реальных проявлений. Такой взгляд на объект литературоведческого анализа был подробно разработан в исследованиях М.М. Гиршмана с опорой, в первую очередь, на концепцию целостности Ф. Шеллинга. …

читать...

Функция библейского парафраза в организации внутреннего интертекста поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“Москва – Петушки” Ерофеева обычно рассматривается как первое русское постмодернистское произведение. Для поэтики постмодернизма, как известно, присуща интертекстуальность, позволяющая даже разделить поэму на множество кадров, почти не связанных ни в пространстве, ни во времени. Такая структура заложена уже в заголовке исследуемого мной произведения. Так, название “Москва – Петушки” легко раскладывается на два односоставных назывных предложения …

читать...

Инвентаризация мира в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Художественное пространство “Москвы – Петушков” создается, в основном, посредством почти беспрерывного цитирования других текстов. С помощью цитации перечисляются культурные коды, существенные для создаваемого мира – происходит его своеобразная “инвентаризация”. Произведение вводится в ряд текстов культуры и само становится списком таких текстов – т.е. гипертекстом. Однако, в “Москва – Петушки” присутствуют не только списки цитат. Там …

читать...

Механизм и смысл противоиронии в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Необыкновенный термин “противоирония” был впервые использован Владимиром Муравьевым в его анализе текста Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки”1. Михаил Эпштейн позже ссылался на термин Муравьева, утверждая, что “весь Венин стиль есть <…> противоирония”. Эпштейн следующим образом различает т.н. противоиронию и простую иронию: “Если ирония выворачивает смысл прямого, серьезного слова, то противоирония выворачивает смысл самой иронии”2. Однако, определение термина …

читать...

«Благовествование» и «Василий Розанов глазами эксцентрика» Вен. Ерофеева как комментарий к поэме «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Поэму “Москва – Петушки” Вен. Ерофеев написал после “Благовествования” (1962), воскрешавшего традицию Ницше как автора книги “Так говорил Заратустра”, а за поэмой последовало эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” (1973), в котором автор поведал о перевороте, произведенном в его сознании “русским Ницше”. Немецкого и русского мыслителей Вен. Ерофеев относил к числу своих учителей, оказавших решающее воздействие …

читать...

Христианские реминисценции в постмодернистическом контексте(«Москва-Петушки» Вен. Ерофеева)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Если определить парадокс как случайную стыковку несовместимого, то можно утверждать, что поэма “Москва – Петушки” и ее судьба тяготеют к неслучайному парадоксу. Парадоксален тот факт, что поэма, в которой христианство пропущено сквозь отчаяние, юродство и постмодернистское начало, была написана, когда автор приближался к возрасту Христа. Парадоксально отнесение поэмы к постмодернистским текстам, тогда как ее лирический …

читать...

Страницы: 1 2 3

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь